Методический журнал «Образ действия», Специальный выпуск
ИНФОРМАЦИЯ О ФОРУМАХ МОЛОДЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РОДНЫХ ЯЗЫКОВ И РОДНЫХ ЛИТЕРАТУР
Лидия Юрьевна Хорькова, научный сотрудник лаборатории филологического общего образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», г. Москва, Россия
ФОРУМ МОЛОДЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РОДНЫХ ЯЗЫКОВ И РОДНЫХ ЛИТЕРАТУР. ГОРОД САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Хорькова Л. Ю. Форум молодых преподавателей родных языков и родных литератур. Город Санкт-Петербург // Образ действия. 2023. Специальный выпуск «Преподавание родных языков и родных литератур народов Российской Федерации. Лучшие практики». С. 9–13.

Маргарита Олеговна Богверадзе, научный сотрудник лаборатории филологического общего образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», г. Москва, Россия
ФОРУМ МОЛОДЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РОДНЫХ ЯЗЫКОВ И РОДНЫХ ЛИТЕРАТУР. ГОРОД САРАНСК
Богверадзе М. О. Форум молодых преподавателей родных языков и родных литератур. Город Саранск // Образ действия. 2023. Специальный выпуск «Преподавание родных языков и родных литератур народов Российской Федерации. Лучшие практики». С. 14–18.

ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ РОДНЫХ ЯЗЫКОВ И РОДНЫХ ЛИТЕРАТУР НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ирина Сергеевна Афанасьева, учитель родного (русского) языка, заместитель директора по УВР, МОУ «Сланцевская СОШ 2», г. Сланцы, Ленинградская область, Россия
ЛИНГВОИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОЙКОНИМОВ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИА
фанасьева И. С. Лингвоисторический анализ ойконимов как средство активизации познавательного интереса школьников в урочной и внеурочной деятельности // Образ действия. 2023. Специальный выпуск «Преподавание родных языков и родных литератур народов Российской Федерации. Лучшие практики». С. 19–23.

Татьяна Николаевна Барсукова, учитель русского языка, МОУ СШ с. Еделево, с. Еделево, Кузоватовский район, Ульяновская область, Россия
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ РОДНОГО ЯЗЫКА
Барсукова Т. Н. Воспитательный потенциал уроков родного языка // Образ действия. 2023. Специальный выпуск «Преподавание родных языков и родных литератур народов Российской Федерации. Лучшие практики». С. 24–27.

Аида Ураловна Гадельшина, учитель башкирского языка и литературы, МАОУ «Школа № 99», г. Уфа, Республика Башкортостан, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Гадельшина А. У. Формирование этнокультурной компетенции обучающихся на уроках башкирского языка посредством интерактивных технологий // Образ действия. 2023. Специальный выпуск «Преподавание родных языков и родных литератур народов Российской Федерации. Лучшие практики». С. 28–36.

Наталия Александровна Гарева, учитель русского языка и литературы, МБОУ Вачская СОШ, р.п. Вача, Нижегородская область, Россия
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО РОДНОЙ (РУССКОЙ) ЛИТЕРАТУРЕ (ТЕОРИЯ ПРОБЛЕМНОДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ)
Гарева Н. А. Развитие критического мышления на внеурочных занятиях по родной (русской) литературе (теория проблемно-деятельностного обучения) // Образ действия. 2023. Специальный выпуск «Преподавание родных языков и родных литератур народов Российской Федерации. Лучшие практики». С. 37–40.

Диана Алексеевна Гребенюк, учитель коми языка и коми литературы, МОУ Ручевская СОШ, с. Руч, Усть-Куломский район, Республика Коми, Россия
УРОК КОМИ ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ПО КАРТИНЕ Е. Ф. ЕРМОЛИНОЙ «СИКТСА ДОЗМУК» («СЕЛЬСКАЯ УТВАРЬ») С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ «МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА»
Гребенюк Д. А. Урок коми языка в 5 классе по теме «Сочинениеописание по картине Е. Ф. Ермолиной «Сиктса дозмук» («Сельская утварь») с использованием технологии «музейная педагогика» // Образ действия. 2023. Специальный выпуск «Преподавание родных языков и родных литератур народов Российской Федерации. Лучшие практики». С. 41–54.

Алевтина Геннадьевна Димитриева, кандидат филологических наук, учитель чувашского языка и литературы, МБОУ «Ярабайкасинская средняя общеобразовательная школа» Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики, д. Ярабайкасы, Чувашская Республика, Россия
УРОК ЧУВАШСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ МИХАИЛА ФЕДОРОВА «АРÇУРИ» В СВЕТЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР
Димитриева А. Г. Урок чувашской литературы по произведению Михаила Федорова «Арçури» в свете диалога культур // Образ действия. 2023. Специальный выпуск «Преподавание родных языков и родных литератур народов Российской Федерации. Лучшие практики». С. 55–58.

Людмила Васильевна Дудова, кандидат филологических наук, председатель координационного совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка», старший научный сотрудник центра по взаимодействию с регионами и продвижению научно-методических разработок, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», г. Москва, Россия
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА В ШКОЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ
Дудова Л. В. Пословицы и поговорки коренных малочисленных народов крайнего севера в школьном изучении // Образ действия. 2023. Специальный выпуск «Преподавание родных языков и родных литератур народов Российской Федерации. Лучшие практики». С. 59–69.

Роза Ряшитовна Ибрагимова, учитель родного (татарского) языка и литературы, МОУ «Национальная (татарская) гимназия имени Героя Советского Союза Г.Г. Рамаева», г. Саратов, Россия
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ РОДНОГО ЯЗЫКА
Ибрагимова Р. Р. Воспитательный потенциал уроков родного языка // Образ действия. 2023. Специальный выпуск «Преподавание родных языков и родных литератур народов Российской Федерации. Лучшие практики». С. 70−76.

Любовь Александровна Калачева, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Школа № 66», г. Нижний Новгород, Россия
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ, ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССА НА УРОКАХ РОДНОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Калачева Л. А. Развитие устной и письменной речи, творческих способностей обучающихся 7 класса на уроках родной русской литературы с использованием культурологического подхода // Образ действия. 2023. Специальный выпуск «Преподавание родных языков и родных литератур народов Российской Федерации. Лучшие практики». С. 77–84.

Жанна Георгиевна Касимова, учитель русского языка и литературы, МОАУ «Гимназия имени Александра Грина» города Кирова Кировской области, г. Киров, Россия
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЦИФРОВОГО ПРОДУКТА (ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИМНАЗИИ
Касимова Ж. Г. Использование современного цифрового продукта (виртуальный музей) в образовательной деятельности гимназии // Образ действия. 2023. Специальный выпуск «Преподавание родных языков и родных литератур народов Российской Федерации. Лучшие практики». С. 85–90.

Лилия Анатольевна Князькина, учитель родного эрзянского языка, МОУ СШ с. Еделево Кузоватовского района Ульяновской области, с. Еделево, Ульяновская область, Россия
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РОДНОЙ ЯЗЫК»
Князькина Л. А. Организация внеурочной деятельности по учебному предмету «Родной язык» // Образ действия. 2023. Специальный выпуск «Преподавание родных языков и родных литератур народов Российской Федерации. Лучшие практики». С. 91–94.

Маргарита Васильевна Кутькина, учитель коми языка и литературы, МОУ «Основная общеобразовательная школа» с. Небдино, с. Небдино, Республика, Коми, Россия
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКА РОДНОЙ (КОМИ) ЛИТЕРАТУРЫ
Кутькина М. В. Воспитательный потенциал урока родной (коми) литературы // Образ действия. 2023. Специальный выпуск «Преподавание родных языков и родных литератур народов Российской Федерации. Лучшие практики». С. 95–99.

Малышева Ирина Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологического образования, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург, Россия
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАННЫХ НАЦИОНАЛЬНОГО КОРПУСА РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛЕКСИКИ В ШКОЛЕ
Малышева И. Ю. Использование данных национального корпуса русского языка при изучении лексики в школе // Образ действия. 2023. Специальный выпуск «Преподавание родных языков и родных лите- ратур народов Российской Федерации. Лучшие практики». С. 100–111.

Айгуль Ильдусовна Миннуллина, учитель родного (татарского) языка и литературы первой квалификационной категории, МАОУ «Лицей № 121 имени Героя Советского Союза С.А. Ахтямова» г. Казани, г. Казань, Республика Татарстан, Россия
УРОК РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ФОРМАТЕ TED
Миннуллина А. И. Урок родной литературы в формате TED // Образ действия. 2023. Специальный выпуск «Преподавание родных языков и родных литератур народов Российской Федерации. Лучшие практики». С. 112−115.

Наталья Сергеевна Перминова, учитель русского языка и литературы, Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей естественных наук», г. Киров, Россия
ПРЕПОДАВАНИЕ ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ (ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К УЧЕБНИКУ 5 КЛАССА)
Перминова Н. С. Преподавание предмета «Родной русский язык» с использованием рабочей тетради (дидактические материалы к учебнику 5 класса) // Образ действия. 2023. Специальный выпуск «Преподавание родных языков и родных литератур народов Российской Федерации. Лучшие практики». С. 116-126.

Людмила Михайловна Пирогова, учитель родного (марийского) языка и литературы, русского языка и литературы, истории и культуры народов Марий Эл I квалификационной категории, МОУ «Лужбелякская основная общеобразовательная школа», д. Лужбеляк, Оршанский район, Республика Марий Эл, Россия
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ РОДНОГО ЯЗЫКА И РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Пирогова Л. М. Культурологический подход в преподавании родного языка и родной литературы: от теории к практике // Образ действия. 2023. Специальный выпуск «Преподавание родных языков и родных литератур народов Российской Федерации. Лучшие практики». С. 127–133.

Светлана Павловна Проничева, учитель начальных классов, руководитель школьного театра, МКОУ «Ильинская СОШ», п. Ильинский, Олонецкий район, Республика Карелия, Россия
Антонина Владимировна Россиева, учитель начальных классов, карельского языка, руководитель школьного музея, МКОУ «Ильинская СОШ», п. Ильинский, Олонецкий район, Республики Карелия, Россия
ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РОДНОМУ (КАРЕЛЬСКОМУ)
ЯЗЫКУПроничева С. П., Россиева А. В. Театрализация как форма организации внеурочной деятельности по родному (карельскому) языку // Образ действия. 2023. Специальный выпуск «Преподавание родных языков и родных литератур народов Российской Федерации. Лучшие практики». С. 134–152.

Павел Игоревич Саянков, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по УВР, ГБОУ лицей № 179 Калининского района г. Санкт-Петербурга, г. Санкт-Петербург, Россия
«ДАВНО СТИХАМИ ГОВОРИТ НЕВА…»: МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ИЗУЧЕНИЯ РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Саянков П. И. Давно стихами говорит Нева…»: методические практики организации образовательного процесса изучения родной литературы в Санкт-Петербурге // Образ действия. 2023. Специальный выпуск «Преподавание родных языков и родных литератур народов Российской Федерации. Лучшие практики». С. 153–157.

Храмова Светлана Валерьевна, учитель чувашского языка и литературы, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 48» г. Чебоксары, г. Чебоксары, Чувашская Республика, Россия
ИЗУЧЕНИЕ ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫХ СЛОВ НА УРОКАХ ЧУВАШСКОГО ЯЗЫКА И ЧУВАШСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Храмова С. В. Изучение звукоподражательных слов на уроках чувашского языка и чувашской литературы // Образ действия. 2023. Специальный выпуск «Преподавание родных языков и родных литератур народов Российской Федерации. Лучшие практики». С. 158–161.

Азалия Рафкатовна Хурамшина, кандидат филологических наук, учитель башкирского языка, МАОУ Центр образования № 51 им. В.М. Паращенко, г.Уфа, Республика Башкортостан, Россия
ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ БАШКИРСКОМУ ЯЗЫКУ
Хурамшина А. Р. Лингвокультурологический подход в обучении башкирскому языку // Образ действия. 2023. Специальный выпуск «Преподавание родных языков и родных литератур народов Российской Федерации. Лучшие практики». С. 162–165.

Ирина Алексеевна Чумакова, учитель коми языка и литературы, МБОУ «Основная общеобразовательная школа имени И.П. Морозова», с. Межадор, Сысольский район, Республика Коми, Россия
ПРОЕКТ КОНКУРСА-ФЕСТИВАЛЯ ИНСЦЕНИРОВАННОЙ СКАЗКИ НА КОМИ ЯЗЫКЕ «ОЛІС-ВЫЛІС МОЙД…» («ЖИЛА-БЫЛА СКАЗКА…»)
Чумакова И. С. Проект конкурса-фестиваля инсценированной сказки на коми языке «Оліс-выліс мойд…» («Жила-была сказка…») // Образ действия. 2023. Специальный выпуск «Преподавание родных языков и родных литератур народов Российской Федерации. Лучшие практики». С. 166–174.