Методический журнал «Образ действия», Выпуск 3
РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО
И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Нина Алексеевна Гордеева, кандидат педагогических наук, первый заместитель министра образования Оренбургской области, г. Оренбург, Россия

Лариса Александровна Саблина, начальник отдела общего и дошкольного образования Министерства образования Оренбургской области, г. Оренбург, Россия

Светлана Владимировна Крупина, директор Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Оренбургской области», г. Оренбург, Россия

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ

Гордеева Н. А., Саблина Л. А., Крупина С. В. Региональный комплексный план мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования: опыт разработки и реализации // Образ действия. 2025. Вып. 3 «Математическое и естественно-научное общее образование (лучшие практики)». С. 10−20.


ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОТ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ПРОФИЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Вера Алексеевна Щетинская, научный сотрудник Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт содержания и методов обучения им. В. С. Леднева», г. Москва, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РАЗНОГО УРОВНЯ УСПЕШНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Щетинская В. А. Формирование исследовательских умений младших школьников разного уровня успешности в процессе изучения предмета «Окружающий мир» // Образ действия. 2025. Вып. 3 «Математическое и естественно-научное общее образование (лучшие практики)». С. 21–29.

Наталья Юрьевна Бурдина, учитель химии МБОУ «СОШ № 4», Владимирская область
ИГРА «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ РУКОПОЖАТИЯ» КАК ФОРМА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Бурдина Н. Ю. Игра «Интеллектуальные рукопожатия» как форма для развития естественно-научного мировоззрения // Образ действия. 2025. Вып. 3 «Математическое и естественно-научное общее образование (лучшие практики)». С. 30–35.

Игорь Сергеевич Царьков, заместитель директора по научнометодической работе, учитель физики и астрономии, к. т. н., лауреат премии Правительства РФ в области образования, МОУ «СОШ № 29 им. П. И. Забродина», г. о. Подольск, Московская область, Россия
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНЖЕНЕРНО- КОСМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В ШКОЛЕ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Царьков И. С. Реализация инженерно-космического профиля в школе проектных технологий // Образ действия. 2025. Вып. 3 «Математическое и естественно-научное общее образование (лучшие практики)». С. 36–45.

Максим Владимирович Шепелев, к. х. н., почетный работник воспитания и просвещения РФ, почетный работник образования Ивановской области, член Всероссийского экспертного педагогического совета в сфере общего образования при Министерстве просвещения РФ, заведующий кафедрой теории и методики общего образования ГАУДПО ИО «Университет непрерывного образования и инноваций», г. Иваново, Россия
Нонна Романовна Маилян, старший методист Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ГАУДПО ИО «Университет непрерывного образования и инноваций», г. Иваново, Россия
АГРОКЛАССЫ: ПЕРЕЗАГРУЗКА
Шепелев М. В., Маилян Н. Р. Агроклассы: перезагрузка // Образ действия. 2025. Вып. 3 «Математическое и естественно-научное общее образование (лучшие практики)». С. 46–50.

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Виктория Игоревна Снегурова, д. п. н., ведущий научный сотрудник Центра МиЕНО ФГБНУ «Институт содержания и методов обучения им. В. С. Леднева», г. Москва, Россия
Светлана Александровна Масленникова, директор ГБОУ «Гимназия № 192», магистр физико-математических наук, г. Санкт-Петербург, Россия
Лидия Ивановна Самойленко, заместитель директора, учитель биологии ГБОУ «Гимназия № 192», г. Санкт-Петербург, Россия
Александра Иосифовна Верховская, учитель русского языка и литературы ГБОУ «Гимназия № 192», г. Санкт-Петербург, Россия
ИНТЕГРАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО, ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО И ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ
Снегурова В. И., Масленникова С. А., Самойленко Л. И., Верховская А. И. Интеграция математического, естественно-научного и гуманитарного образования как средство мотивации детей к профессиональному самоопределению // Образ действия. 2025. Вып. 3 «Математическое и естественно-научное общее образование (лучшие практики)». С. 51–56.

Светлана Ивановна Кочергина, учитель математики ГБОУ «Гимназия СанктПетербурга № 157 им. принцессы Е. М. Ольденбургской», г. Санкт-Петербург, Россия
Марина Владимировна Кондратьева, учитель химии ГБОУ «Гимназия СанктПетербурга № 157 им. принцессы Е. М. Ольденбургской», г. Санкт-Петербург, Россия
ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ И ХИМИИ НА БАЗЕ ГБОУ «ГИМНАЗИЯ САНКТ- ПЕТЕРБУРГА № 157 ИМ. ПРИНЦЕССЫ Е. М. ОЛЬДЕНБУРГСКОЙ»
: Кочергина С. И., Кондратьева М. В. Из опыта организации межпредметных уроков математики и химии на базе ГБОУ «Гимназия Санкт-Петербурга № 157 им. принцессы Е. М. Ольденбургской» // Образ действия. 2025. Вып. 3 «Математическое и естественно-научное общее образование (лучшие практики)». С. 57–60

Светлана Ивановна Кочергина, учитель математики ГБОУ «Гимназия СанктПетербурга № 157 им. принцессы Е. М. Ольденбургской», г. Санкт-Петербург, Россия
Виктория Игоревна Снегурова, д. п. н., ведущий научный сотрудник Центра МиЕНО ФГБНУ «Институт содержания и методов обучения им. В. С. Леднева», г. Москва, Россия
ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ И РУССКОГО ЯЗЫКА
Кочергина С. И., Снегурова В. И. Из опыта организации межпредметных уроков математики и русского языка // Образ действия. 2025. Вып. 3 «Математическое и естественно-научное общее образование (лучшие практики)». С. 61−66

Валентина Александровна Матвеева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики Института естественных наук и техносферной безопасности, ФГБОУ ВО «Сахалинский государственный университет», г. Южно-Сахалинск, Россия
Мария Сергеевна Аншакова, учитель математики и физики, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Новое», Сахалинская область, Макаровский район, с. Новое, Россия
РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИ- КИ В 5–6-Х КЛАССАХ
Матвеева В. А., Анша- кова М. С. Развитие пространственного мышления на уроках математики в 5–6-х классах // Образ дей- ствия. 2025. Вып. 3 «Математическое и естествен- но-научное общее образование (лучшие практи- ки)». С. 67–73.

Наталья Алексеевна Самсикова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики, Сахалинский государственный университет, г. Южно-Сахалинск, Россия
Дарья Юрьевна Сираева, преподаватель математики, магистрант Сахалинский техникум строитель- ства и ЖКХ, г. Южно-Сахалинск, Россия
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРОИЗВОДНОЙ ФУНКЦИИ И ЕЕ ПРИЛОЖЕНИЯМ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Самсикова Н. А., Си- раева Д. Ю. Методические особенности обучения производной функции и ее приложениям в системе среднего профессионального образования // Образ действия. 2025. Вып. 3 «Математическое и естественно-научное общее образование (лучшие практики)». С. 74–80.

Валентина Александровна Масленкова, преподаватель математики, СПб ГБПОУ «Колледж автомати- зации производственных процессов и прикладных информационных систем», г. Санкт-Петербург, Россия
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
Масленкова В. А. Прак- тико-ориентированные задачи в обучении мате- матике // Образ действия. 2025. Вып. 3 «Математическое и естественно-научное общее образование (лучшие практики)». С. 81−85.

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ФИЗИКА
Марина Викторовна Пучкова, учитель физики и математики МБОУ «СОШ с. Пуциловка», с. Пуциловка, Уссурийский г. о., Приморский край, Россия
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ: ОТ УРОКА ДО ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ
Пучкова М. В. Индиви- дуальные образовательные маршруты: от урока до подготовки к ЕГЭ // Образ действия. 2025. Вып. 3 «Математическое и естественно-научное общее образование (лучшие практики)». С. 86–92.

Ольга Владимировна Харламова, учитель физики МБОУ «Лицей № 1», г. Комсомольск-на-Амуре, Россия
Ирина Юрьевна Махова, заместитель директора по научно- методической работе МБОУ «Лицей № 1», кандидат психологических наук, доцент, г. Комсомольск-на-Амуре, Россия
ПРОСТРАНСТВЕННО-СРЕДОВОЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ
Харламова О. В., Махова И. Ю. Пространственн-осредовой подход к формированию исследовательского поведения и функциональной грамотности учащихся в изучении физики // Образ действия. 2025. Вып. 3 «Математическое и естественно-научное общее образование (лучшие практики)». С. 93−99.

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ХИМИЯ
Любовь Николаевна Оболенская, Институт развития профильного обучения, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва, Россия
Олег Владимирович Колясников, Институт развития профильного обучения, Цифровая школа МГПУ, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва, Россия
Елена Валерьевна Кузнецова, Институт развития профильного обучения, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва, Россия
О РЕАЛИЗАЦИИ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ПО НАНОХИМИЧЕСКОМУ ЭКСПЕРИМЕНТУ В РАМКАХ ГОРОДСКИХ ПРОЕКТОВ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Оболенская Л. Н., Ко- лясников О. В., Кузнецова Е. В. О реализации кур- сов повышения квалификации для учителей по на- нохимическому эксперименту в рамках городских проектов предпрофессионального образования // Образ действия. 2025. Вып. 3 «Математическое и естественно-научное общее образование (лучшие практики)». С. 100−118.

Жанна Сулеймановна Кибизова, ФГКОУ «Северо-Кавказское суворовское военное училище МО РФ», преподаватель химии, к. п. н., г. Владикавказ, Россия
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ХИМИИ «СТРОЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБОЛОЧЕК АТОМОВ И ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ»
Кибизова Ж. С. Ме- тодическая разработка урока химии «Строение электронных оболочек атомов и виртуальная ре- альность» // Образ действия. 2025. Вып. 3 «Матема- тическое и естественно-научное общее образование (лучшие практики)». С. 119−125.

Наталья Васильевна Горбенко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественно-научно- го образования ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», г. Нижний Новгород, Россия
Марина Юрьевна Пономарева, почетный работник общего образования, учитель высшей категории МБОУ «Школа № 117», г. Нижний Новгород, Россия
Татьяна Витальевна Аверьянова, учитель высшей категории МБОУ «Школа № 93», г. Нижний Новгород, Россия
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ
Горбенко Н. В., Поно- марева М. Ю., Аверьянова Т. В. Практико-ориен- тированные задания как средство формирования функциональной грамотности на уроках химии // Образ действия. 2025. Вып. 3 «Математическое и естественно-научное общее образование (лучшие практики)». С. 126−133.

Елена Анатольевна Шабалина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественно- математического образования, Владимирский институт развития образования имени Л. И. Новиковой, г. Владимир, Россия
О ПОВЫШЕНИИ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ ХИМИИ
Шабалина Е. А. О повы- шении интереса школьников к изучению химии // Образ действия. 2025. Вып. 3 «Математическое и естественно-научное общее образование (лучшие практики)». С. 134−145.

Алексей Валерьевич Шабалдин, учитель химии МБОУ «Новоключевская СОШ Купинского района», Новосибирская обл., Купинский р-н, с. Новоключи, Россия
Юлия Владимировна Лапина, старший преподаватель кафедры ЕНО НИПКиПРО, г. Новосибирск, Россия
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ МБОУ «НОВОКЛЮЧЕВСКАЯ СОШ КУПИНСКОГО РАЙОНА» НА УРОКАХ ХИМИИ
Шабалдин А. В., Лапи- на Ю. В. Использование краеведческого материала школьного музея МБОУ «Новоключевская СОШ Купинского района» на уроках химии // Образ дей- ствия. 2025. Вып. 3 «Математическое и естественно-научное общее образование (лучшие практики)». С. 146–155.

Елена Федоровна Бехтенова, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт содержания и методов обучения им. В. С. Леднева», кандидат педагогических наук, доцент, г. Москва, Россия
«ИЗУЧЕНИЕ ХИМИИ ИМЕЕТ ДВОЯКУЮ ЦЕЛЬ…»: ДЕЯТЕЛИ НАУКИ НА СТРАНИЦАХ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ ХИМИИ ДЛЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
Бехтенова Е. Ф. «Изуче- ние химии имеет двоякую цель…»: деятели науки на страницах школьных учебников химии для старших классов // Образ действия. 2025. Вып. 3 «Математи- ческое и естественно-научное общее образование (лучшие практики)». С. 156−161.

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. БИОЛОГИЯ
Елена Евгеньевна Кудряшова, ведущий эксперт Центра МиЕНО ФГБНУ «Институт содержания и методов обучения им. В. С. Леднева», г. Москва, Россия
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Кудряшова Е. Е. Реализация межпредметных связей на примере проект- ной и исследовательской деятельности учащихся // Образ действия. 2025. Вып. 3 «Математическое и естественно-научное общее образование (лучшие практики)». С. 162−167.

Ольга Петровна Шинкарева, учитель биологии высшей категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5», г. Чита, Россия
БИОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА «ТРИМИНО». ТЕКУЩАЯ АТТЕСТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ 9-Х И 11-Х КЛАССОВ ПО ТЕМЕ «СТРОЕНИЕ ЭУКАРИОТИЧЕСКОЙ КЛЕТКИ»
Шинкарева О. П. Био- логическая игра «Тримино». Текущая аттестация учащихся 9-х и 11-х классов по теме «Строение эукариотической клетки» // Образ действия. 2025. Вып. 3 «Математическое и естественно-научное об- щее образование (лучшие практики)». С. 168−174.